Затем надо сделать его непрозрачным, раскрасить, а дальше уже по желанию превратить его в кирпич, или в коробку торта, или в коробку от обуви, или в спичечный коробок, или в телевизор. Кому-то может показаться, что метод трансформации ничем не отличается от метода ассоциаций (например, при подборе ассоциаций к цифрам или буквам). Действительно, между этими методами есть много общего. И самое важное из этого общего — цель или конечный результат применения и одного, и другого методов — получение из информации достаточно абстрактной, слабо пригодной для запоминания, информации конкретной, образной, удобной для применения к ней различных мнемических средств (составление сюжета и т.п.).
Основное же различие между этими двумя методами состоит в
следующем: при подборе ассоциации к какому-либо объекту, Мы как
бы задаем сами себе вопрос: "А что мне напоминает это, на что
это похоже, с чем ассоциируется?" Иными словами мы подыскиваем
из всех объектов, представленных в нашем сознании такой объект,
Который близок к первоначальному по каким-то параметрам. Ищем
одномоментно, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Иными словами, к некоторому виду информации удобнее применять метод трансформации. В этом случае легче проделать обратный путь — путь от конкретного объекта к абстрактному (ведь воспроизводить же надо первоначальный материал), поскольку дорога уже знакома — это во-первых. А во-вторых, производя превращение последовательно, можно заметить, а следовательно, и запомнить больше особенностей усваиваемого материала.
Точно
так же, как если вы идете шагами, вы сможете обратить внимание
на большее количество деталей окружающей вас обстановки и, в
частности, самой дороги, чем если вы будете передвигаться
прыжками. Методом трансформации имеет смысл запоминать
графические символы или символы, имеющие слишком много
ассоциаций как, например, простые геометрические фигуры.
Как это сделать? Геометрические фигуры — это достаточно абстрактный для запоминания материал, следовательно, сначала его нужно превратить в более удобную для запоминания форму. Поэтому я предлагаю сначала применять к каждой из фигур метод трансформации, а затем последовательно связывать их в сюжет. Тему сюжета можно выбрать заранее, а можно определить ее в процессе запоминания.
Как
правило, заранее выбранная тема впоследствии облегчает
вспоминание, особенно если вы запоминали не один ряд, состоящий
из однотипных элементов, а несколько. К тому же при запоминании
конкретно этого материала (геометрических фигур) заранее
суженное поле для нахождения образов не усложнит, а облегчит
задачу, поскольку для геометрических фигур можно найти сколько
угодно много различных образов в любых областях окружающего
мира. В этом месте полезно применить метод соощущений: мысленно понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Иногда образ для геометрической фигуры может появиться сразу, без промежуточных стадий. В таких случаях в целях лучшего запоминания эти стадии нужно пройти искусственно, как бы вставляя их между первоначальной фигурой и результатом. Следующая фигура — прямоугольник.
Я мысленно пытаюсь трансформировать его различными способами — утолщаю, делаю объемным и смотрю, на что бы это могло быть похоже, но не могу найти подходящего предмета, чтобы его легко связать с первым. Наконец, я решаю, не утолщая вытянуть его в длину и... сразу приходит в голову образ кухонного полотенца.
Я
представляю, как накрываю свой единственно испеченный блин
полотенцем. (Я использую слова "единственно испеченный"
специально, чтобы сюжет был все-таки необычным — мы же никогда
не печем один блин.) Следующий образ приходит сразу. Треугольник
— это дырка на полотенце соответствующей формы. В процесс
трансформации мне нужно вставить промежуточную стадию —
представляю треугольник не сплошной фигурой, а только его
каркас.
Продолжите сюжет самостоятельно или придумайте для оставшихся
пяти фигур новый сюжет. Можете проверить себя, зарисовав все
десять запоминавшихся фигур, стараясь соблюдать их пропорции.
Это совсем несложно сделать, если вы будете использовать при
вспоминании промежуточные стадии трансформации.
Проверьте себя, нарисовав по памяти эту таблицу.
Однако обратите внимание на то, что некоторые из них можно трансформировать в большинство тех же объектов, в которые вы трансформировали простые геометрические фигуры, проявляя фантазию и воображение для запоминания их особенностей.
Например, круг в мелкую крапинку вы можете превратить так же, как и простой крут, в блинчик, но этот блинчик может быть с изюмом, а квадрат с диагональными полосками может быть все той же коробкой с тортом, но случайно поставленной на свежевыкрашенную скамейку. А одна десятилетняя девочка сказала мне, что квадрат с диагональной полоской — это вид через открытую чердачную дверь на небо и провода, которые тянутся над крышей.
Вот это фантазия! Некоторые значки напоминают вполне реальные предметы, и для них существует не так уж много вариантов объектов, в которые их было бы можно трансформировать, однако, если проявить побольше фантазии и воображения, то это окажется не совсем так. Например, звездочка. Первое, что приходит в голову — это звезда на кремлевской башне, морская звезда, салют и еще, быть может, леденец на палочке в виде звезды. Но ведь форму звезды может иметь и печенье, ее форму могут иметь серьги для ушей, в синхронном плавании также есть фигура под названием звезда и т.п. При запоминании графических символов или значков важно запомнить не только форму или название элемента, но и его особенности, пропорции, размер относительно других элементов таблицы, наличие штриховки и ее характеристику и др. (в отличие, скажем, от цифр, при запоминании которых важно запомнить лишь их "номинал").
Поэтому для запоминания таких значков лучше подходит именно
метод трансформации, который позволяет при запоминании сделать
акцент на всех особенностях элемента. Не забывайте про метод
соощущений, который также бывает незаменим при запоминании
сложных графических символов.
*** Упражнение 50.
Проверьте себя, зарисовав эту таблицу по памяти.
В Приложении вы
найдете еще несколько подобных таблиц. Потренируйтесь в их
запоминании, сокращая постепенно необходимое для этого время. Как же быть? Возможно, некоторые из вас уже догадываются, какой метод я собираюсь сейчас вам предложить. Если это так, то мне остается только поздравить вас. Вы, наверное, уже усвоили, что для запоминания любого рода абстрактной информации ее надо предварительно превратить в более удобный для запоминания, неабстрактный материал. В данном случае я предлагаю применить с этой целью метод трансформации путём дорисовывания. Итак, мы представляем, что каждый из приведенных абстрактных значков — это часть какого-то реального объекта.
Поэтому мы направляем свой поиск не на нахождение целого
объекта, напоминающего наш значок, а задаем себе вопрос: "Частью
чего могла бы быть эта "загогулина"? И пытаемся мысленно или
реально дорисовать эту "загогулину" до чего-то целого. Как вы
догадываетесь, запоминать-то мы будем как раз эти "целые",
составляя из них сюжеты или пользуясь методом связанных
ассоциаций, или применяя метод Цицерона — кому как легче.
Это
упражнение хорошо развивает воображение и творческое мышление,
поэтому имеет смысл уделить ему побольше внимания.
Засеките время, потраченное на запоминание этой таблицы. Не забывайте о применении методов оживления и соощущений. Зарисуйте эту таблицу по памяти. Обратите внимание на неточности, которые вы допустили. Потренируйтесь еще, постепенно уменьшая время. Дополнительные таблицы, подобные этой, как обычно, есть в Приложении. |
|
2010. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). |