Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). Вернуться на главную

 


Память в повседневной жизни

В этом разделе книги вы больше не будете знакомиться с новыми методами эффективного запоминания. Она целиком посвящена их использованию для запоминания различной информации, с которой вы можете столкнуться в повседневной жизни. То есть вы на деле узнаете, как применять различные способы запоминания, как их комбинировать в соответствии со стоящими перед вами задачами, а также сможете отработать большинство методов на фактическом материале.

Конечно, и этот раздел охватывает далеко не все области применения тех способов и приемов эффективного запоминания, о которых вы узнали выше, охватить все просто невозможно. Но я думаю, для вас не составит труда (особенно после прочтения этого раздела) придумать, основываясь на знании техник и вариантов их комбинирования, конкретный путь запоминания необходимого для вас материала, не включенного в эту книгу.

> Запоминание исторических дат

Первый способ.
Запоминание исторических дат с применением цифро-буквенного кода.


Прежде всего я надеюсь на то, что таблицу ЦБК вы знаете так же, как таблицу умножения, или чуточку лучше. Если это не так, то вернитесь к главе, в которой она приводится, и восстановите ее в памяти, она пригодится нам еще не раз.
Итак, для того, чтобы запомнить дату этим способом, надо перевести цифры, из которых она состоит, в слова согласно ЦБК, а из слов составить фразу, связанную каким-то образом с запоминаемой датой.

Поясню на примерах. Начнем с запоминания простых дат (тех, в которых нужно запомнить лишь год). В этом случае у нас есть четырехзначное число, например, 1608 год — изобретение телескопа. Для начала решите сами для себя, будете ли вы запоминать это четырехзначное число как два двузначных или же как одно трехзначное (обозначение тысячелетия — цифру "1" — в данном случае можно отбросить, поскольку понятно, что это изобретение произошло в нашем тысячелетии).

Если вы остановились на первом варианте, то вам надо придумать два слова, соответствующих числам 16 и 08. Таким образом, в первом слове первая согласная должна быть "Г" или "Ж", а вторая — "Ш" или "Л" (см. цифро-буквенный код). Остальные согласные в слове, если они есть, в данном случае значения не имеют. Вы должны твердо помнить, что в "игре" участвуют только первые две согласные ключевых слов, это важно, чтобы ничего не перепутать при воспроизведении. Этим требованиям удовлетворяют слова "гол", "гольф", "жулик", "глаз", "желток" "галка", "галактика", "гаишник" и многие другие. Во втором слове первой согласной должна быть "М" или "Н", а второй "В" или "Ф". Несложно подобрать слова "новость", "невод", "мафия", "муфта", "навоз" и др.

Теперь составляем небольшой сюжет из трех слов: двух ключевых и любого третьего, непосредственно связанного с датой, в данном случае — это, естественно, слово "телескоп". Конечно, сюжет по возможности должен быть веселым, необычным, таким, который легко вспомнить. Слова для перекодировки даты лучше выбирать наглядные, вызывающие яркие образы и избегать абстрактных понятий и глаголов. Для выбранной даты — года изобретения телескопа — я бы остановилась на сюжете: "В телескоп наблюдали, как в гольф играла космическая мафия".

Или на таком: "Жулик для мафии украл только что изобретенный телескоп". Или на таком: "Гаишник неводом вытащил телескоп". Конечно, после того, как вы подберете слова и составите сюжет, надо не пожалеть еще несколько секунд для того, чтобы "оживить" его, постараться представить его как можно ярче. Как вы знаете, эта несложная операция способствует значительно более длительному хранению сюжета в памяти.

Если вы решите запомнить дату как трехзначное число, то достаточно будет придумать только одно слово для ее запоминания, в котором первые три согласные буквы будут соответствовать цифрам запоминаемой даты. Это слово в дальнейшем вам надо будет объединить в сюжет с любым словом, связанным непосредственно с датой (событием). Однако, во-первых, если вы решите применять этот способ, то вы должны будете твердо запомнить, что в подобранном слове значимы три, а не две согласные буквы. Во-вторых, как вы знаете, к некоторым трехзначным числам подобрать нужные слова довольно сложно, например к числу 771 или 891 и на поиск такого слова тратится много времени, часто найденное слово недостаточно яркое.

И все же у этого способа есть большое преимущество — краткость сюжета, поэтому часто возникает соблазн использовать именно его. Лично я поступаю следующим образом. Сначала ставлю перед собой задачу подобрать "трехзначное" слово, но если в течение 15—30 секунд (!), яркое слово, удовлетворяющее требованиям, не приходит в голову, то перехожу к запоминанию даты при помощи двух вспомогательных слов или (что чаще) запоминаю историческую дату любым другим методом, что и вам советую.

Вернемся к примеру с изобретением телескопа. Числу 608 соответствуют по цифро-буквенному коду слова "лимфа", "шумовка". Это, конечно, не самые яркие слова, но и они вполне подойдут для составления сюжета. Например: "Через телескоп рассматривали лимфу других планет" или "Через дырочки шумовки можно смотреть, как через телескоп". Еще один вариант запоминания даты как трехзначного числа.

При применении этого способа вам так же, как и в первом случае, потребуется два ключевых слова, соответствующих дате. Однако часто действительно необязательно запоминать первую цифру, и, соответственно, первое из ключевых слов можно специально каждый раз не придумывать, а пользоваться всегда одними и теми же словами, соответствующими в словесно-числовом списке первым десяти однозначным числам.

Напомню — в этих словах всего одна согласная буква и она соответствует цифрам (от 0 до 9) по ЦБК. Нот эти слова: 1 — ёж (уж, йог), 2 — яд (йод), 3 —ухо (уха, як), 4 — щи, 5 — боа (обои), 6 — шея (ель), 7 — усы (оса), 8 — Ева (Ява), 9 — ария (рай, рой), 0 — Ной, иней. Как вы уже догадались, эти слова, включенные в сюжет, будут обозначать порядковый номер столетия. Например, для запоминания все той же даты изобретения телескопа составляем сюжет из слов: телескоп, шея (ель) и любого слова, соответствующего числу 08 (см. выше). "Телескопом по шее ударил мафиози" или "В телескоп увидел спящего под елью мафиози".

Напомню, что слова, соответствующие цифре, обозначающей столетие, надо заучить так же хорошо, как таблицу умножения, чтобы не тратить время на вспоминание (хотя те из вас, кто пользуется для запоминания словесно-числовым списком из 100 слов, наверняка отлично помнят первые десять). Итак, для того, чтобы применить этот способ, вам нужно будет придумать только одно ("двузначное") слово для последних двух цифр даты.

Ну и, пожалуй, последний (и, на мой взгляд, наименее удачный) метод запоминания исторических дат, основанный на знании цифро-буквенного кода, состоит в том, что можно придумывать по слову для каждой цифры даты. Эти слова должны начинаться с букв, соответствующих этим цифрам по ЦБК. Эти слова, как обычно, нужно объединить в сюжет.

Например, для того, чтобы запомнить дату изобретения телескопа, нужно придумать три слова, начинающихся соответственно с букв "Ш"("л"), "М"("н"), "В"("ф") и последовательно объединить их в сюжет вместе со словом "телескоп". Один из самых больших недостатков этого метода — это то, что слов, удовлетворяющих требованию начинаться на какую-то определенную букву так много, что трудно выбрать, и на осуществление окончательного выбора затрачивается много времени. Но если слова по каким-либо причинам отыскиваются сразу (например, вы замечаете, что буквы представляют из себя хорошо знакомую аббревиатуру, инициалы или лозунг), и фраза рождается тоже быстро, то этот метод тоже весьма эффективен.

Обратите внимание, что при использовании любого из описанных выше методов запоминания исторических дат, вы можете включить в сюжет и любую другую информацию, имеющую отношение к дате. Например, запоминая дату изобретения телескопа, вы можете включить в сюжет и автора изобретения, а именно Галилея. В этом случае сюжет приобретет следующий вид: "Галилей телескопом по шее ударил мафиози".

Если же для вас представляет трудность запоминание того факта, что именно Галилей изобрел телескоп и опасаетесь, что можете перепутать его с Коперником, например, то обратите внимание на главу, посвященную тому, как запомнить знаменитых людей и то, благодаря чему они знамениты. (Замечу, что в данном случае по случайному совпадению для первых двух цифр даты — 1 и 6 согласно ЦБК подходит сама фамилия Галилей, значит, сюжет может быть таким: "Галилей неводом выловил телескоп".

Рассмотрите еще несколько подробных примеров запоминания исторических дат с использованием цифро-буквенного кода.
1791 год — Лувр был открыт как художественный музей (до этого был королевским дворцом). Я буду запоминать только три цифры, так как понятно, что это случилось в Нашем тысячелетии. "7" — это усы, для числа "91" надо придумать слово, в котором первой согласной будет "Р" или "Ц", а второй согласной будет "Г" или "Ж". Этим требованиям удовлетворяют, например, слова "рога", "ружье", "рожица". Я выбираю слово "рожица", Осталось составить по возможности оригинальный сюжет из слов "Лувр", "усы", "рожица".

Я представляю, как захожу в Лувр и вижу там очень странную картину: огромные, длиннющие усы, а за ними чуть видна маленькая смешная рожица. Для того, чтобы лучше запомнить свой сюжет, я представляю себе здание Лувра, вижу, как открываю дверь и буквально наступаю на эти усы, потому что они как аппликация приклеены к картине и очень-очень длинные (здесь, как вы догадались я использую еще и элементы метода соощущений). Впрочем, для числа "791" можно подобрать и "трехзначное" слово — СеРеЖки, соответствующий сюжет вы без труда сможете составить сами.
 

1 8 0 3 год

— были созданы первые паровозы (в Великобритании).

  в н к  
  ф м х  

Я подписываю под цифрами соответствующие им по ЦБК буквы и пытаюсь составить из них слово. У меня легко получилось одно слово для всех трех цифр. Итак, подходит слово "веник" или "венок" (а также "финик", "функция", "финка"). Сюжет может быть таким: паровоз чистят (огромным) веником.

Повторюсь еще раз, но мне кажется этот вариант запоминания исторических дат с применением ЦБК наиболее удачным из всех. Скажу больше. Если вы решите заняться всерьез изучением исторических дат, я бы посоветовала условно разделить все даты на две группы: те, для которых удалось подобрать одно слово для трех цифр (поверьте моему опыту, их будет большинство) и те, где вы вынуждены были применить другой метод.

Следующую дату я для примера запомню, перекодируя цифры в слова с только одной значимой согласной — первой буквой слов: 1866 год — открыта Московская консерватория. Первое слово должно начинаться с "В" или "Ф", а два остальных с "Ш" или "Л" (единицу не запоминаем). При составлении сюжета стараемся использовать как можно меньше лишних слов (в этой разновидности применения ЦБК это особенно важно!). Сюжет: "Московская консерватория — Великая и Лучшая из Лучших". (При использовании этой разновидности метода лучше составлять сюжеты, похожие на лозунги, утверждения, правила и т.п., они запоминаются лучше всего.)
 

1 6 8 7 год

— Исаак Ньютон открыл свои знаменитые законы.

  ш в с  
  л ф з  

Цифру "1" запоминать необязательно, а число "687" я запомню как "6" и "87". Для "6" выбираю слово "ель", а для "87" отлично подойдет слово "физик". Сюжет: "Под елью физик свои законы бы не открыл (ведь на ней не растут яблоки)". К этой дате можно подобрать и трехзначное слово "шефство", сюжет, если хотите, придумайте сами.

А вот пример посложнее. Надо запомнить сразу четыре даты в одном сюжете. Дату рождения и смерти великого русского композитора и годы написания им своих самых известных произведений.

Глинка М.И. 1804—1857 гг. Опера "Иван Сусанин — 1836 год, опера "Руслан и Людмила" — 1842 год. Сначала выписываем все числа и составляем из них слова.
 

1 8 0 4   5 7  
  в н ч

ива+ночь

п с

бес (босой, песок и т.д.)

  ф м щ

или венчик, фенечка и т.д.

б з  

Конкретное слово выберу при составлении сюжета.
 

3 6   4 2  
к ш

кошка, колесо (тоже много вариантов, выберу потом)

ч д


чудо, щит и др.
 

х л

 

щ т  

Еще для мало разбирающихся в музыке хорошо бы запомнить, что это именно Глинка, а не какой-то другой композитор, поэтому я включу в сюжет слово "глина", являющееся звуковой ассоциацией к фамилии Глинка. Я представляю человека, сидящего под иВой глубокой НоЧью, у него БоСые ноги испачканы ГЛИНой, об них трется КоШка (можно также представить, что ее хозяин — Иван Сусанин). Кошка мурлычет композитору: "Ваша опера Руслан и Людмила — это ЧуДо!"

04.07.1776 г. —
Декларация независимости.
США начало самостоятельное существование.

Составляем ключевые слова для всех чисел.
04 — первая согласная — "Н" или "М", вторая — "Ч" или "Щ": ночь, меч, мяч, мщение и т.д.
07 — первая согласная — "Н" или "М", вторая — "С" или "3": нос, мост, мясо, мусор и т.д.

1776 можно запомнить как 776 (то, что это было в нашем тысячелетии и так ясно) и попробовать придумать одно слово для сразу трех цифр, с тремя значимыми согласными — С(3), С(3), Ш(Я), например, подойдут слова "сосулька", "сосалка", "заслонка" и др. Сюжет: Ночью на мост упала сосулька, завернутая в новую декларацию. (А можно разбить число "1776" на два "17" и "76" и придумать два слова с двумя значимыми согласными. 17 — гусь, газ, жасмин; 76 — слон, соль, осел и др.

Теперь осталось составить общий сюжет и связать его с темой. Например: "Ночью по мосту шел гусь и встретил слона, который и рассказал ему о Декларации независимости США". Или: "С мечами по мосту шли гуси, а за ними плелся осел, все они шли отстаивать независимость США".) Как видите, вариантов сюжета может быть множество. Все зависит от вашего желания, фантазии, а также знания особенностей своей памяти, только вы сами сможете понять или почувствовать, какой сюжет запомнится вами лучше. Но в любом случае его затем необходимо как можно ярче представить, сделать "фотографию на память" или увидеть как фрагмент фильма.

Потренируйтесь сами и вы поймете, что запоминать исторические даты при помощи ЦБК и составления сюжета намного легче, чем их механически зазубривать. Не забывайте применять метод оживления и соощущения после того, как составите сюжет. На следующий день попытайтесь вспомнить запоминавшиеся накануне даты. Если возникнут трудности, повторите их снова, проработайте получше сюжеты, привнесите в них свое эмоциональное к ним отношение, расставьте акценты на ключевых словах и т.д.

В этом случае повторение будет являться рациональным и принесет пользу. Повторяйте именно сюжеты, а не числа, так, как если бы вам нужно было запомнить текст, относящийся к дате. Числа же вы в любое время сможете восстановить, перекодировав их из слов при помощи ЦБК. Как правило, даты, заученные только путем повторения или даже зубрежки, хранятся в памяти лишь небольшое время (до экзамена) или же то время, пока они вам интересны или нужны, а если вы перестаете к ним обращаться, они благополучно забываются.

Наверняка в школе вы заучивали годы жизни Достоевского или Некрасова, но сейчас вряд ли сможете их вспомнить (если, конечно, их творчество не было темой вашего диплома или диссертации). Ведь вам не за что зацепиться. В отличие от этого, даты, заученные при помощи составления сюжета и рационального его повторения (при необходимости), будут храниться в вашей памяти значительно дольше в независимости от того, будете ли вы часто обращаться к ним.

Перед тем как дать вам вволю поупражняться в запоминании исторических дат вышеописанным методом, скажу еще несколько слов о такой разновидности исторических дат, как даты жизни выдающихся людей. Принцип действия здесь такой же. Сначала составляете при помощи ЦБК ключевые слова для запоминания даты жизни и если необходимо даты смерти. Затем для того, чтобы запомнить, что это даты жизни именно этого человека в зависимости от знания вами его творчества или заслуг (или внешности) вы можете поступить двумя разными способами.

Если личность вам хорошо знакома, то у вас хватит ассоциаций для связывания ключевых слов с конкретной личностью. Если же запоминаемая личность вам мало знакома, вы слабо представляете, о ком идет речь, или же боитесь перепутать с кем-то другим, то имеет смысл включить в сюжет звуковую ассоциацию для фамилии, чтобы знать, кому именно принадлежат те или иные годы жизни (или другая цифровая информация).

Так, например, музыканту в выше приведенном примере с композитором Глинкой совершенно не нужна ассоциации для фамилии, он определит, чьи это годы жизни по включенным в сюжет произведениям или (если даты их создания не включать) свяжет ключевые слова со внешностью человека, составит сюжет с использованием любого из персонажей автора, любой известной ему деталью.

Человеку же, далекому от музыки, но которому по каким-то причинам необходимо заучить годы жизни, например, Глинки и Мусоргского (и который большой разницы между ними не видит), лучше связать их годы жизни со звуковыми ассоциациями к их фамилиям, чтобы в дальнейшем не перепутать. А вот если бы мы запоминали даты жизни Ньютона, то нам совсем не надо было бы придумывать ассоциацию к его фамилии: ведь достаточно упоминания падающего на голову яблока, и уже понятно, что это даты жизни именно этого ученого.

*** Упражнение 53.

Запомните следующие даты, придумывая сюжет из слов, составленных при помощи цифро-буквенного кода. Используйте любою из вышеперечисленных разновидностей перекодировки исторических дат при помощи ЦБК. Выясните, какой вам больше нравится.

1735 год — отлит Царь-колокол (мастерами Моториными).
1725 год — открытие русской Академии наук.
1820 год — открытие Антарктиды.
1876 год — изобретение телефонного аппарата А.Г. Беллом (США).
1672-1725 годы — годы жизни Петра I.
1419-1437 годы — Гуситские войны.
1821-1881 годы — годы жизни Ф. М. Достоевского.
14.07.1789 год — взятие Бастилии (начало Великой французской буржуазной революции).
24.08.1572 год — Варфоломеевская ночь (католики напали на гугенотов).

Проверьте себя, закрывая сначала правую, а затем левую часть задания в Упражнении №53. Обязательно попробуйте воспроизвести эти даты на следующий день. Разберите ошибки.
Если по каким-то причинам вам было трудно выполнить это упражнение, посмотрите, какие ключевые слова можно было бы подобрать к датам, используя ЦБК. Навык при подборе ключевых слов приходит с опытом и занимает считанные секунды.

Сюжеты из этих слов составьте сами. (Практически ко всем числам приведено несколько вариантов слов, при этом в некоторых случаях вы можете выбрать и то, какой именно способ перекодировки числа вы будете использовать — разбивать четырехзначное число на два двузначных, запоминать как трехзначное число (с тремя значимыми согласными в слове) или разбивать число на однозначное и двузначное числа. Вы также можете использовать метод с только одной (первой) значимой буквой.)
 

1 7 3 5 год

— отлит Царь-колокол.

г с к п  
ж з ж б  


735 — скоба, закопать
17 — гусь, гость, государство
35 — капля, копейка, кепка
 

 

1 7 2 5 год

— открыта русская Академия наук.

г с д п  
ж з т б  


725 — степь, ступа, ступень, степень
17 — гусь, газ, газон, государство
25 — диплом, дуб, депо, тапки
 

 

1 8 2 0 год

— открытие Антарктиды.

г в д н  
ж ф т м  


820 — водный, Водяной, видно
18 — гвоздь, гвоздика, Гвидон, живот
20 — дно, день, дом, тонна
 

 

1 8 7 6 год

— изобретение телефонного аппарата.

г в с ш  
ж ф з л  


876 — веселье, вселенная, фасоль, взлет
18 — см. выше
76 — слон, слива, соль, сало
 

 

1 6 7 2 1 7 2 5 годы

— годы жизни Петра I.

  ш с д     с д п  
  л з т     з т б  


672 — ласты, ласточка, шустрый
725 — сдоба, степь, ступа
 

 

1 4 1 9 1 4 3 7 годы

— Гуситские войны.

  ч г р       к с  
  ш ж ц       х з  


4 — щи, очи (14 — гуща, жучок)
19 — гора, гиря, жара
37 — коса, коза, кисть
 

 

1 8 2 1 1 8 8 1 годы

— годы жизни Ф.М. Достоевского.

г в д г       в г  
ж ф т ж       ф ж  


821 — вытяжка
18 — см. выше
21 — дог, деготь
81 — вагон, фагот, фужер
 

 

1 4. 0 7.   1 7 8 9 года

— взятие Бастилии.

г ч н с   г с в р  
ж щ м з   ж з ф ц  


14 — гуща, жучок
07 — нос, мост, музыка
17 — гусь, гость
89 — вор, фары, фейерверк
789 — свора, заварка, север, сверток
 

 

2 4. 0 8.   1 5 7 2 год

— Варфоломеевская ночь.

д ч н в   г п с д  
т щ м ф   ж б з т  


24 — туча, дочка, дичь
08 — мафия, новость
15 — жаба, губа, гепард
72 — сад, седло, стадо
572 — беседа, постель, паста, пустырь
 

Вы можете поупражняться в запоминании исторических дат еще. В Приложении вы найдете еще много дат.

Второй способ.
Графический метод запоминания исторических дат


Этот метод состоит в том, что дату надо нарисовать. Как вы помните, цифры по форме могут напоминать различные предметы. С другой стороны, если проявить фантазию и изобретательность, то почти в любом предмете можно найти требуемую цифру, изменив его тем или иным образом, в итоге для каждой цифры можно найти гораздо больше образов в окружающем нас мире, чем это кажется на первый взгляд. При запоминании исторических дат целесообразно искать предметы, похожие на цифры как бы в теме, в событии, которое описывает дата.

Другими словами, представьте, что вам надо нарисовать открытку, изображающую содержание даты, но нарисовать так, чтобы в этой открытке можно было легко увидеть соответствующие дате цифры. Конечно, лучше, если картинка будет нарисована с юмором. Цифры, закодированные в рисунке, надо располагать слева направо или сверху вниз (чтобы в дальнейшем не перепутать их последовательность).

Для того, чтобы впоследствии воспроизвести дату, нужно всего лишь вспомнить рисунок, который вы придумали к ней. В отличие от цифр, которые, как вы знаете, являются материалом абстрактным, вспомнить картинку, а тем более ту, которую вы нарисовали сами, значительно легче.

Рассмотрите пример: 1586 год — была отлита Царь-пушка. Я буду запоминать только последние три цифры, так как тысячелетие я не перепутаю. Я рисую пушку так, чтобы она напоминала по форме цифру "5". На цифру "8" могут быть похожи два ядра, лежащие рядом. А цифра "6" — это пузатый царь, в страхе убегающий от нее.

Цифра "6" всегда ассоциируется у меня с пузатым человеком, а царя я ввела в свой рисунок еще и для того, чтобы запомнить, что это именно Царь-пушка, а не какая-нибудь другая, и дата относится именно к ней, а не к какому-нибудь сражению. Художественные способности для применения этого способа запоминания исторических дат совершенно не важны, как не так важна реальная похожесть, скажем, пушки и цифры "5".

Главное, чтобы это сходство видели именно вы и при вспоминании картинки правильно воспроизвели цифру. Этот способ удобно применять прежде всего тогда, когда Цифр для запоминания не очень много, и тема, с которой связана дата, может стать темой рисунка. Иногда этим способом запомнить дату даже легче, чем применять цифро-буквенный код.

Потому что, как вы, наверное, заметили, сюжет при использовании ЦБК иногда получается достаточно неуклюжий, и слова друг с другом ну никак не стыкуются. В каждом конкретном случае выбор метода за вами, результат же в любом случае будет лучше, чем при зазубривании, а главное — вы экономите время. Рассмотрите еще несколько примеров запоминания исторических дат с помощью графического метода.

1807 год — был построен первый пароход. Сначала я нарисовала восьмерку и подумала, на что же связанное с пароходом она может быть похожа. Мне пришло в голову, что это могут быть две стоящие рядом трубы, если на них смотреть сверху. Я пошла по этому пути, то есть стала смотреть на пароход сверху. Образ для нуля нашелся сразу — это корпус парохода (при взгляде сверху). А цифра "7" напоминает рисунок волн, которые расходятся у носа парохода при его движении.

Несомненно, запоминание будет эффективнее, если вы будете применять методы оживления и соощущений по отношению к готовому рисунку. Например, вы можете представить, как вы дотрагиваетесь до Царь-пушки, чувствуете шероховатость ее поверхности, температуру металла. Представьте, что вы пытаетесь поднять ядра, ощутите их тяжесть, внимательнее рассмотрите лицо царя. Во втором случае можно представить, что вы действительно пролетаете над этим пароходом, увидеть людей на нем, услышать, как он трубит, или музыку, которая доносится с него, или крик чаек, почувствовать брызги волн, запах воды.

1669 год — открыта "Гранд Опера", знаменитый оперный театр в Париже.  Выбор темы рисунка зависит от того, что ассоциируется у вас с темой запоминаемой даты. У меня, например, оперный театр ассоциируется с оперной певицей. Поэтому для запоминания этой даты я рисую оперную певицу, готовящуюся к выступлению. Две шестерки — это кудри ее парика, а цифра "9" — это зеркальце с ручкой, в которое она смотрится.

Чтобы запомнить, что это именно Парижский оперный театр, я дорисовываю окно, из которого видна Эйфелева башня (символ Парижа). Другим вариантом рисунка для запоминания той же самой даты может быть изображение сцены театра. Две шестерки — это оркестранты, а девятка — раскланивающийся исполнитель. На заднем плане опять же может быть изображен какой-либо символ Парижа.

Итак, вы можете рисовать все, что угодно. Главное, чтобы ваш рисунок смог напомнить вам изучаемую дату. Кстати, иногда, когда требуется вспомнить дату, запоминавшуюся с применением графического метода, люди вспоминают не окончательный рисунок, а процесс его придумывания или исполнения, то есть вспоминают свою работу над материалом (здесь к вспоминанию подключается также и моторная память).

*** Упражнение 54.

В этом упражнении попробуйте запомнить исторические даты, придумывая к ним рисунки. Не забывайте, что предметы, изображающие цифры, надо располагать слева направо и сверху вниз. После того, как рисунок будет готов, примените методы оживления и соощущений. Затем, глядя на рисунки, воспроизведите даты, закодированные в них.

1853 год — в Москве был построен первый стационарный деревянный цирк.
1832 год — первая телеграфная связь в России.
1957 год — был запущен первый искусственный спутник Земли.
988 год — принятие Христианства на Руси.
1895 год — изобретение радио Поповым.
1519 год — первое кругосветное плавание Магеллана.
1773 год — крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
1675 год — казнь Степана Разина.
27.01.1944 года — окончательное снятие блокады Ленинграда.
07.1942 года — начало Сталинградской битвы.

Проверьте себя, вспоминая по памяти свои рисунки. (Для этого выпишите события, даты которых вы запоминали в этом упражнении, на отдельный лист и напишите напротив них соответствующие им даты.) Повторите проверку на следующий день и проработайте ошибки. Возможно, вам потребуется заменить некоторые рисунки на более запоминающиеся, проявить побольше фантазии и чувства юмора. Вы можете потренироваться еще, запомнив графическим методой некоторые из дат, данных в Приложении.

Замечание, адресованное специально школьникам и студентам, в руки которых попала эта книга. Ваши рисунки к датам, могут стать отличными шпаргалками для вас, если вы до сих пор не уверены, что вспомните даты на контрольной или экзамене, (Многие ведь изготавливают и берут с собой шпаргалки исключительно для собственного успокоения, помня материал и без них.) Будучи найденными, ваши рисунки-шпаргалки вряд ли вызовут подозрение у преподавателя, но я все же думаю, что, запоминая даты таким образом, вы сможете обойтись без них. (Кстати говоря, и фразы, составленные для дат на основе ЦБК, тоже вряд ли вызовут подозрение у преподавателя.)

Существует еще одна разновидность графического метода. Заключается она в том, что надо не рисовать картинки к историческим датам и кодировать в них цифры, а в том, что цифры даты нужно находить в уже данных картинках (иллюстрациях). Подходит этот способ, естественно, только для тех дат, к которым в учебнике дана иллюстрация, фотография. Зато этот способ просто незаменим для запоминания дат написания знаменитых картин.

В отличие от предыдущего метода, здесь вам не надо ничего придумывать, фантазировать. Надо начать внимательно рассмотреть иллюстрацию (картину, фотографию) и последовательно найти в ней цифры запоминаемой даты. Иллюстрации к датам очень часто встречаются в учебниках и книгах по истории. Конечно, поиск надо осуществлять строго слева направо и сверху вниз, чтобы впоследствии ничего не перепутать. Вся сложность состоит в том, что предметы уже даны и их невозможно изменить.

Поэтому нередко приходится использовать сходство с цифрой только одной какой-то части предмета. Теперь предположим, что вы нашли последовательно все интересующие вас цифры. Что теперь надо сделать, чтобы их не забыть? Ну во-первых, надо поподробнее на них остановиться, мысленно как бы обвести их контур найденных цифр (иногда есть возможность и реально обвести). Часто уже этого хватает для запоминания исторической даты, к которой дана иллюстрация (или даты написания картины, создания скульптурной группы).

Всю остальную работу выполняет ваша природная память без каких бы то ни было мнемотехнических средств. И при вспоминании иллюстрации (картины) вы легко вспомните относящуюся к ней дату. Попробуйте запомнить таким образом пару-тройку дат. Если же вашей природной памяти оказалось недостаточно — помогите ей, создав небольшой мнемотехнический сюжет из ключевых моментов картины (то есть тех ее частей, в которых закодированы цифры). Потренируйтесь сами. Попробуйте запомнить годы создания 8—10 картин, репродукции которых имеются у вас дома или 8—10 исторических дат, к которым в учебнике даны иллюстрации.

Комбинированный метод запоминания исторических дат

Три описанных выше метода запоминания исторических дат можно комбинировать между собой для достижения еще лучших результатов. Например, вы можете в имеющейся иллюстрации (третий метод) "разместить" ключевые слова для даты, созданные при помощи ЦБК. Их можно реально врисовать в картинку или же представить мысленно. Еще один вариант — это скомбинировать второй и третий методы.

То есть в иллюстрацию к запоминаемой дате вы можете дорисовать предметы, похожие по форме на цифры. Иногда, если позволяет время, можно попробовать запомнить дату и графическим методом, и методом с использованием ЦБК. Одним словом, чем больше творчества и фантазии вы проявите при запоминании дат — тем лучше будет результат. Ваша память отблагодарит вас за помощь себе. И благодарность ее в первую очередь будет заключаться в прочности хранения необходимой вам информации.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания).