Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). Вернуться на главную

 


Тренировка памяти
>
Как запоминать лица и имена
Запоминание черт лица и ассоциации

Многим из вас, я думаю, при выполнении упражнений уже пришло в голову помогать себе при запоминании, придумывая ассоциации к особенностям черт людей. Из этих ассоциаций можно составлять небольшой сюжет.

Например, изогнутые брови могут напомнить волну на море, круглые глаза — мячи, если при этом глаза маленькие — то горошины, курносый нос — уточку, широкий нос — на парашют, две пухленькие губки — лежащие одна над другой подушки и т.д. Иногда такие сравнения могут значительно облегчить вам запоминание лиц, особенно, если по каким-то причинам лицо надо запомнить очень подробно.

Если лицо не нужно запоминать с такой степенью подробности, то вы можете пользоваться для их запоминания их схожестью с животными, птицами, растениями и даже предметами повседневной жизни, беря за основу для сравнения какую-то отдельную, но особенно отличительную черту или лицо в целом. Как правило, отправной точкой для определения такой схожести служит набор из 2—3 наиболее выдающихся, наиболее заметных черт лица.

Производя подобное сравнение, очень просто связывать фамилию, имя, профессию и другие данные человека с чертами его лица. На самом деле вы в своей жизни не раз производили такие сравнения, сами того не замечая. Сравнивали людей с кошками, лисами, зайцами, совами, орлами, ежами, печеными яблоками и даже прохудившимися ботинками.

Только теперь вам нужно не просто обращать внимание на сходство, но и активно использовать его при запоминании данных человека, вплетая ассоциацию для лица, которую вы придумали в общий сюжет. Но сначала потренируйтесь придумывать ассоциации к лицам без какой-либо другой информации о человеке.

*** Упражнение 46.

Перед вами фотографии 10 людей. Придумайте ассоциации к их лицам. Под каждой фотографией напишите, кого или что человек, изображенный на ней вам напоминает.

Можете ли вы ответить на вопрос, исходя из каких особенностей лиц каждого из людей, вы подобрали к нему именно эту, а не другую ассоциацию? Нужно обязательно научиться отвечать на этот вопрос, чтобы в дальнейшем, в реальной жизни, подбор ассоциаций осуществлялся быстрее и был более точным.

Ваши рассуждения могут быть примерно такими: Человек, изображенный на фотографии №2 напомнил мне зайца. У него, как и у зайца глаза находятся под углом к носу, они небольшие, голова трапециевидной формы с основанием внизу, маленький рот. Человек на фотографии №3 напомнил мне ботинок из-за того, что у него очень массивный подбородок, нижняя часть лица выдается вперед, очень большой рот.

Сходства людей с животными, растениями, цифрами, предметами, вы можете использовать также в задачах на узнавание ранее виденных людей среди большого количества других (например, когда вам надо запомнить членов вашей секции на конференции среди всех ее участников, запомнить людей в очереди, из которой вы отошли и т.п.).

Итак, я рекомендую вам пользоваться следующим планом при запоминании внешности человека и его имени при знакомстве с ним.

1. Начните с имени и фамилии. Придумайте ассоциации для имени и фамилии (а также отчества, если это необходимо). Объедините эти ассоциации в сюжет, используя в нем какую-нибудь информацию о человеке (например, его профессию или повод вашего с ним знакомства). Не стесняйтесь повторить вслух его имя, так как звучание имени может помочь вам как в придумывании ассоциаций, так и в его запоминании с помощью естественных механизмов вашей памяти — кстати не забывайте об их постоянной работе параллельно с вами.

2. Все это время, пока составляете сюжет, внимательно рассматривайте его лицо, мысленно отвечая на пункты схемы. Не обязательно отмечать все пункты описания, скажем, глаз или волос, достаточно остановиться на самом заметном, на том, чем этот человек отличается от большинства других. Вы сами можете остановиться в любой момент, когда почувствуете, что информации уже достаточно, и вы не перепутаете этого человека ни с кем.

3. Из всех перечисленных вами черт, постарайтесь выделить 1—3 самые-самые, и придумать к ним ассоциацию, то есть найти сравнение между лицом человека и каким-либо объектом окружающего мира. Иногда полезно преувеличить эти черты (или даже одну, но самую отличительную), такое преувеличение позволяет ускорить процесс нахождения ассоциаций. Представьте, что вам надо нарисовать шарж этого человека — на кого или на что будет похож ваш шарж? Если есть такая возможность, изучите не только лицо человека, но и его фигуру, движения, все это тоже поможет вам создать более точную ассоциацию.

4. Включите ассоциацию, созданную для внешности человека или для отдельных черт лица, в общий сюжет. Проделать все эти операции совсем несложно. Достаточно 2—3 минут, чтобы даже новичок "познакомился" таким образом с человеком. Лучший же способ научиться этим приемам — использовать их постоянно. Например, после прочтения газеты или журнала стараться запоминать имена, фамилии и профессии изображенных на помещенных в них фотографиях людей, а спустя несколько дней проверять, насколько хорошо была усвоена информация.


*** Упражнение 47.

В этом упражнении попытайтесь запомнить 12 фотографий, а также имена, отчества, фамилии и профессии людей, изображенных на них.

Теперь закройте текст и, оставив только фотографии, ответьте письменно на следующие вопросы:

- Назовите имя, фамилию и отчество человека, изображенного на фотографии № 3.
- Какая профессия у женщины, изображенной на фотографии №8?
- Какое отчество у человека, изображенного на фотографии №2?
- Назовите имя и профессию мужчины, изображенного на фотографии №4.
- Назовите фамилию и профессию девушки, изображенной на фотографии №10.
- Назовите отчество мужчины, изображенного на фотографии №9.
- Какое отчество и фамилия у женщины, изображенной на фотографии №5?
- Какая профессия у женщины, изображенной на фотографии №6?
- Назовите всю информацию, которую вы знаете, о человеке, изображенном на фотографии №1.
- Назовите имя, отчество и фамилию женщины, изображенной на фотографии №12.
- Назовите всю известную вам информацию о человеке, изображенном на фотографии №11.
- Сравните свои ответы с оригиналом. Проработайте ошибки, подумайте, почему они произошли.

Теперь закройте фотографии, и ответьте письменно на вопросы, связанные с внешностью людей, изображенных на них. Отвечайте как можно подробнее.

- Опишите овал лица и волосы Бочарова Константина Сергеевича.
- Опишите глаза и брови Анастасии Евгеньевны.
- Какие уши и нос были у столяра?
- Что вы можете сказать о верхней части лица адвоката?
- Чем особенным запомнилась вам Луиза Вердаль?
- Опишите нижнюю часть лица господина Старостина.
- Опишите рот и губы Соленовой Маргариты Витальевны.
- Опишите прическу и глаза косметолога.
- Назовите самую отличительную черту госпожи Костюковой.
- Чем особенным запомнился вам корреспондент? Опишите лоб и подбородок Николоса Томсона.

Ответьте "да" или "нет" на каждый из ниже перечисленных характеристик, относящихся к внешности Лапшина Семена Васильевича.

У него были:
а) большие глаза,
б) близко расположенные глаза,
в) глубоко посаженные глаза,
г) нос с горбинкой,
д) маленькие ноздри,
е) круглый овал лица,
ж) тонкие губы,
з) оттопыренные уши,
и) густые брови,
к) массивный подбородок,
л) аккуратно уложенные волосы.

Посмотрите на фотографии и сравните с ними свои ответы. Подсчитайте количество ошибок. Подумайте, с чем они могут быть связаны, и при желании проработайте их. Можете потренироваться еще. В Приложении вы найдете еще 12 фотографий вместе с именами и профессиями людей, изображенных на них.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания).