Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). Вернуться на главную

 


Тренировка памяти
>
Как запомнить ряд однотипных слов

В реальной жизни чаще может вставать проблема запоминания перечней однотипных или однородных слов, чем проблема запоминания слов, никак не связанных между собой.

Примером такого перечня может служить ряд, состоящий исключительно из названий животных (например, это может быть перечень животных, включенных в Красную книгу в той или иной местности). Суть проблемы состоит в том, что даже если вы знаете, как выглядит каждое животное, составить хороший сюжет только из названий животных крайне сложно, на мой взгляд, к тому же наверняка не каждое животное вы сможете представить с должной степенью отчетливости.

Посмотрите сами. Предположим, вам необходимо запомнить следующий перечень животных: выдра, енот, барсук, шиншилла, опоссум, заяц, медведь, кенгуру, дикобраз, нутрия, норка, лиса и т.д. Даже если вы составите сюжет из таких слов, он вряд ли существенно облегчит запоминание их последовательности, члены последовательности будут путаться.

Для запоминания порядка слов в таком ряду необходимо подобрать к ним созвучные так, как вы делали это при запоминании абстрактных слов вторым способом. Например: выдра — выдрать, енот — ноты, барсук — бар, шиншилла — шина (или шило), опоссум — посуда (или сумка) и т.д. При воспроизведении подобных рядов достаточно помнить, к какой теме они относились, чтобы правильно их перекодировать.

*** Упражнение 18.

Придумайте для названия каждого из названных выше животных созвучное слово, а затем запомните весь ряд, используя метод последовательных или связанных ассоциаций.

Этим способом можно запоминать любые списки однородных по какому-то параметру элементов, например, список продуктов, который надо купить или список инструментов, список городов. Для некоторых списков однотипных слов можно применить другой способ.

Например, для запоминания списка транспортных средств: самолёт, катер, мотоцикл, пароход, поезд, телега, велосипед, ракета, машина, автобус, плот, аэроплан, катамаран, грузовик, байдарка. Способ заключается в том, что каждый член этой последовательность нужно каким-нибудь образом связать со своими знакомыми, в данном случае в каждое транспортное средство можно мысленно посадить своего знакомого.

Главное здесь — не перепутать последовательность этих людей. Добиться этого можно различными способами. Например: в каждое из этих транспортных средств посадите поочередно своих соседей, начиная с первого этажа. Из каждой квартиры по одному. В таком случае, проходя мысленно по этажам, вы легко назовете все виды транспорта в нужном порядке.

Если вы помните какие-то другие "последовательности" людей (например, то кто где сидел в вашем классе в школе, институте, в гостях, своих однокурсников по алфавиту и т.д.), то можете воспользоваться ими. И еще один нюанс. Соседей надо не просто сажать в то или иное транспортное средство, придумывать мини-сюжет про каждого.

Например, заставлять висеть на хвосте самолета, ехать на мотоцикле на одном колесе, прыгать с парохода, падать в поезде с верхней полки, сжигать плот и т.д. Только таким образом вы сможете связать конкретного человека с конкретным транспортным средством. А поскольку вы не знаете, какому соседу какой транспорт попадется, то в итоге получится очень смешно.

*** Упражнение 19.

Запомните список транспортных средств, приведенный выше.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания).