Наша память
>
Мозг и память
Нейропсихологические исследования памяти (нейропсихология —
наука, которая занимается изучением мозговых механизмов высших
психических функций, в том числе и памяти) показали, что
различные формы и звенья процессов памяти имеют различные
мозговые механизмы и в упрощенном виде соотносятся с
различными отделами мозга (см. рисунок 1). Таким образом, при
нарушении работы определенных зон мозга наступают нарушения в
работе определенных видов или форм памяти.
Так ученым удалось установить, что за осуществление процессов
произвольной памяти отвечает преимущественно левое полушарие, в
то время как правое полушарие доминирует в непроизвольных формах
памяти. Травма затылочной области может повлечь за собой дефекты
зрительной памяти, а нарушения в теменной области могут
сказаться на памяти тактильной. Неполадки в моторной области
мозга могут повлечь за собой нарушения двигательной памяти и
т.д.

Поражения лобных долей мозга ведут к нарушению произвольной
деятельности вообще и естественно к нарушению всех процессов
произвольного запоминания (и зрительного, и слухового, и др.).
Такие больные могут с успехом запоминать непроизвольно, когда
перед ними не стоит задача запомнить, и оказываются совершенно
несостоятельными, как только задача запомнить появляется.
Кстати, похожая проблема часто встречается у детей. Дело здесь в
том, что лобные доли окончательно формируются только к возрасту
11—12 лет, поэтому иногда плохая успеваемость младших школьников
связана именно с трудностями осуществления произвольных
операций. Это надо учитывать и не ругать их за то, в чем они не
виноваты.
Плохое запоминание человеком любых видов информации ("плохая
память на все") ученые связывают преимущественно с нарушениями
глубинных мозговых структур (таких, как продолговатый мозг,
лимбическая система, гипофиз и др.), однако в зависимости от
того, что именно повреждено, эти нарушения также носят различный
характер.
Возвращаясь к вопросу о видах памяти по признаку модальности
(зрительная, слуховая...), важно отметить, что редко у какого
человека все эти виды памяти развиты в равной степени,
обычно лучше какой-то один из них. Поэтому полезно выяснить,
какая память — зрительная, слуховая или двигательная
(доминирующее развитие других видов встречается редко) — больше
развита у вас, и сознательно стараться "разговаривать" с памятью
на удобном для нее языке. Теснейшим образом эта проблема опять
же связана с успешностью обучения в школе.
Ребёнок-визуал (преимущественное доминирование зрительной
модальности) с большим трудом будет воспринимать информацию,
если она будет предъявляться только на слух (домашние задания
выполняет на пятерки, а на уроках получает двойки, поскольку
даже условие задания не может воспринять и уж тем более
запомнить на слух). Ребёнок-аудиал (развитая слуховая
модальность), наоборот, будет испытывать затруднения, если у
него не будет возможности услышать информацию (вот он и
бормочет, бедненький, все время себе что-то под нос, читая
учебник, а учителя наказывают его всячески за то, что "говорит
вслух на уроке".
Проблема, конечно, не ограничивается приведенными выше двумя
примерами, ей посвящены десятки научных трудов. Но практически
посоветовать кое-что все же возможно. С одной стороны, развивать
"отстающую" модальность, а с другой — обратить внимание (свое и
учителя, если он не знает сам о таких различиях) на особенности
ребенка, не наказывать его за то, в чем он не виноват, и,
главное, построить программу обучения с учетом его особенностей
(следить за тем, чтобы ребенок имел доступ к материалу в форме,
соответствующей доминирующей у него модальности).
Все
сказанное выше относительно доминирующих модальностей у детей и
связанных с этим проблем вы можете смело отнести к себе и
сделать вывод о том, что в некоторых случаях виновата не ваша
память, а то, что вы не даете ей работать в удобной для нее
модальности. Попробуйте экспериментальным путем выяснить
доминирующую у вас модальность (а быть может, они все развиты у
вас примерно одинаково) и старайтесь помочь своей памяти,
обеспечивая получение запоминаемой информации в удобной для нее
модальности, с одной стороны, и уделяя внимание развитию
отстающих — с другой.
Еще
одна важная особенность памяти человека состоит в том, что она
имеет опосредованный характер. Иными словами, человек для
запоминания использует различные средства или "орудия" памяти. У
каждого человека есть свои средства и приемы запоминания,
которыми он уже пользуется. Поэтому, как это, быть может,
парадоксально ни звучит, надо изучить собственную память, ту,
которая у вас уже есть, и, если хотите, понять ее и научиться
разговаривать с ней на том языке, который ей более понятен.
Она
будет вам очень благодарна за такую заботу. Что-то понять про
свою память вы сможете, попробовав запоминать различными
способами, используя различные средства, приемы и техники (в том
числе и новые, о которых вы узнаете из этой книги) и выбрав из
них для каждодневного применения те, на использование которых
она откликается особенно отзывчиво.
На предыдущую
|
Содержание
|
На
следующую
|
|