Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). Вернуться на главную

 


Тренировка памяти
>
Цифро-буквенный код
Для чего может пригодиться словесно-числовой список

Словесно-числовой список (СЧС) — это список слов, которые вы будете, помнить (если, конечно, захотите учить) одновременно с их порядковыми номерами. СЧС — чудесная штука, для тех кому время от времени приходится сталкиваться с проблемой запоминания более или менее объемной информации. Хотя иметь его в своей голове небесполезно всем.

Его можно использовать как шпаргалку или блокнот, которые всегда с вами и которые невозможно забыть дома или потерять. Другими словами, он может стать для вас опорным, вспомогательным списком для запоминания различных видов информации. Вспомните метод связанных ассоциаций. Словесно-числовой список как раз и сможет стать таким "хорошо усвоенным рядом слов", только значительно более совершенным.

Во-первых, он больше, с его помощью можно запомнить достаточно большой объем информации. Во-вторых лучше помнится, поскольку самокодирующийся. Ну а самое главное — вы всегда сможете четко сказать порядковый номер элемента, запоминавшегося при помощи словесно-числового списка, что в некоторых случаях бывает очень нужным.

Когда вы запоминаете методом связанных ассоциаций, используя обыкновенный, хорошо усвоенный список слов, сказать порядковый номер элемента часто сложно, так как надо "прокрутить" сюжет опорного списка с самого начала и подсчитать, каким по счету является нужный вам элемент, что занимает значительно больше времени. Пользуясь словесно-числовым списком в качестве опорного, вы также сможете начать воспроизводить запоминавшуюся информацию с любого места.

Почему я называю словесно-числовой список шпаргалкой или блокнотом? Потому, что, связывая поочередно элементы подлежащей запоминанию информации со словесно-числовым списком, вы как бы записываете ее в приготовленное заранее место. Имея такой "блокнот" всегда в голове, уже не нужно опасаться, что в нужный момент под рукой не окажется бумаги или карандаша, или ситуация будет неудобной для записывания. Когда же потребуется воспроизвести запоминавшуюся информацию, вы сможете как бы считывать ее со шпаргалки, которую, кстати, у вас не в силах никто отнять.

Словесно-числовой список при запоминании информации можно использовать не с первого элемента, а с 30-го или 50-го или с любого другого, в этом случае главное запомнить место в списке, с которого вы начали его использовать. Кроме применения словесно-числового списка в качестве блокнота для "записи" различной информации, вы можете его использовать для быстрого нахождения кодовых слов при запоминании цифр (когда нет времени на составление новых слов по ЦБК).
 


Словесно-числовой список
 


1
— уж, еж, йог
2 — яд, йод, ад
3 — ужо, як, Ока, уха
4 — щи
5 — боа, буй, обои
6 — шея, лай
7 — усы, узы, оса
8 — ива, Ева, Вий
9 — рой, ор, яйцо, рай
10 — жена, гном, гамак
11 — гигант, Гюго, гагара
12 — гид, год, гидра
13 — гайка, жук
14 — гуща, жучок
15 — губа, гипноз, жабо
16 — гол, глаз, желудь
17 — гусь, газ, газель
18 — живот, гувернантка
19 — гиря, герой, гараж
20 — дом, дно, деньги
21 — дождь, дуга, дог
22 — дети, тетя, дудка
23 — дикарь, доклад, дихлофос
24 — дача, туча, тачка
25 — дупло, топливо, тапок
26 — тушь, душ, тюль
27 — доска, тиски, десерт
28 — туфля, дева, диван
29 — терем, торт, тормоз
30 — конь, ком, комар
31 — коготь, кожа, кегли
32 — котел, кит, код
33 — кукушка, кухня, кок
34 — куча, кочка, хищник
35 — копыто, копье, капля
36 — кол, кошка, килька
37 — кость, коса, костер
38 — ковш, квас, кофта
39 — корыто, хорек, карта
40 — чемпион, чум, чемодан
41 — чугун, чужак, чиж
42 — чудо, чадра, чад
43 — чек, щека, щука
44 — чаща, чучело, чача
45 — чипсы, Чипполино, Чаплин
46 — челка, чашка, щель
47 — часы, часть, чесотка
48 — щавель, чифир
49 — чары, червяк, чердак
50 — пони, помада, пончо


51 — пуговица, пугало, паж
52 — пудинг, педаль, потолок, пятка
53 — пух, пика, паук
54 — почка, печка, пачка
55 — папа, попугай, пипетка
56 — пуля, пушка, паштет
57 — песок, пузо, босс
58 — павлин, пуф, певец
59 — буря, бар, перец
60 — шина, шмель, шампунь
61 — ложка, лагерь, луг
62 — лодка, штора, люди
63 — шахта, шоколад, шакал
64 — лечо, луч, лещ
65 — шапка, шип, шапито
66 — шишка, шило, шаль
67 — шоссе, шасси, лиса
68 — шофер, лев, лифт
69 — шарф, шорты, шар
70 — сон, сом, сумка
71 — сажа, сигарета, загон
72 — сад, сито, садист
73 — сок, скалка, сук
74 — сыч, сачок, Сочи
75 — суп, зуб, зубр
76 — соль, сушка, слон
77 — соска, соус, сосиска
78 — сова, Север, свадьба
79 — сор, сарафан, сорока
80 — ванна, веник, фантик
81 — вьюга, вагон, фига
82 — вода, вата, фото
83 — вокзал, вакцина, веко
84 — ваучер, вещь, вечер
85 — вобла, выпь, вопль
86 — вошь, вешалка, вилка
87 — ваза, вазелин, Восток
88 — вафля, Вовочка, воевода, февраль
89 — вор, варенье, ворс
90 — Рим, рана, рюмка
91 — рога, рожь, ружье
92 — рот, рота, радар
93 — рука, река, ракета
94 — ручей, роща, ручка
95 — робот, раб, репа
96 — руль, ралли, решето
97 — рысь, роза, ряса
98 — ров, цветок, рев
99 — царь, рыцарь, царапина
(1)00 — мама, мим, монета

Числа 1—9 можно заменить в словесно-числовом списке на 01, 02 ... 09 и составить для них другие слова, которые будут начинаться с букв "Н" или "М".

Тогда начало списка будет таким:
 

01 — нож, нога, мигалка
02 — нота, нитка, матрас
03 — мак, находка, нектар
04 — ночь, меч, мачта
05 — небо, наперсток, набойка

06 — мишень,
07 — нос, мост, Москва
08 — мафия, неваляшка, навес
09 — море, нора, Марс

Возьмите лист бумаги и начните составлять свой собственный словесно-числовой список, основанный на ЦБК. В начале работы вы можете пользоваться таблицей ЦБК, а затем потребность в ней отпадет сама.

В качестве вспомогательного вы можете использовать приведенный выше список, часть слов придумайте сами часть выберите из готового списка. Подойдите к составлению это го списка творчески. Сначала напишите для каждого числа не сколько слов (для некоторых чисел существует очень много слов удовлетворяющих ЦБК, для других меньше), а затем остановите свой выбор на каком-то одном.

Это должно быть то слово, которое вам больше нравится и является на ваш взгляд наиболее ярким, то есть таким, которое вам легче всего представить. Каждому числу в вашем списке должно соответствовать только одно слово. Снова выпишите все числа, но теперь уже только по одному соответствующему им слову на отдельный лист.

При этом проследите за тем, чтобы в вашем списке не оказалось близких по значению слов, то есть таких слов, которые могут вызвать похожие об разы, например, собака и дог, рампа и лампа, лодка и шлюпка, лес и роща и т.д. Старайтесь также выбирать слова покороче, и, конечно, проверьте каждое слово на соответствие цифро-буквенному коду. Бумажку с "лишними" словами не выбрасывайте, они вам еще пригодятся.

После того, как список будет готов, заучите его наизусть, так, чтобы вы, не задумываясь, по номеру могли назвать соответствующее ему слово и наоборот (повремените с заучиванием, пока не дочитаете эту главу до конца). Сделать это на самом деле совсем несложно, несмотря на то, что в нем 100 элементов.

Прежде всего, если этот список — результат вашей собственной творческой работы, то он запомнится быстрее, чем переписанный автоматически. То, что создается человеком самим, всегда запоминается легче и помнится лучше, чем плод чужих усилий. К тому же, уже в процессе составления списка вы запомните многие слова. Задача облегчается также и тем, что словесно-числовой список — список как бы самокодирующийся.

То есть, с одной стороны, сам номер слова может подсказать вам, что это за слово (а в случае забывания сильно сузить круг поиска, ведь вы знаете, как оно было получено, знаете первые две согласные этого слова), а с другой стороны, в слове зашифрован его порядковый номер, то есть задача назвать по слову его порядковый номер не должна вызывать вообще никаких проблем, если, конечно, ЦБК вы знаете как таблицу умножения. Заучить список вам также может помочь метод последовательных ассоциаций, на каждые десять слов можно составить по небольшому схематичному сюжету.

При желании словесно-числовой список можно продлить до 1000 слов. Тогда в ваших словах-кодах будет не 2, а 3 значимых согласных, например, слово "машина" будет обозначать число "560", слово "порох" — "593" и т.д. Конечно, такой список значительно расширит ваши возможности для "записи" информации и станет уже не блокнотом, а целым справочником, в котором может быть "оперативная" часть, в которую вы будете "записывать" текущую информацию (например, от 1 до 100 или до 300). И так называемая "неизменная" часть, в которой будут длительно храниться различные важные и интересные для вас сведения и факты.

Например, места с 301 по 330 вы можете отвести для хранения в них последовательности смены столиц Олимпийских игр, в ячейках с 350 по 370 вы можете хранить последовательность смены чемпионов мира по шахматам (если это вам нужно), другой набор фактов вы можете расположить, скажем, с 500 до 530, следующий с 600 и т.д. К своему удивлению, вы обнаружите, что запомнить 1000 слов-ячеек такого справочника не намного сложнее, чем первые 100.

Однако если вы решитесь составить такой большой словесно-числовой список и выучить его, то первые 99 номеров вам надо переписать так, чтобы в словах, соответствующих этим цифрам, было только по 2 согласных буквы, иначе слова могут перепутаться. Например слово "капля" подходит по ЦБК для числа "35", но в трехзначной системе оно подходит и для числа "356" (этой темы мы с вами уже немного касались чуть выше).

Поэтому тем, кто решится осваивать большой словесно-числовой список (называемый еще "Большой системой") лучше для числа 35 подобрать двузначное слово "купе", а слово "капля" оставить для числа "356". В некоторых случаях подобрать одно слово для трехзначных чисел сложно, или получаются очень абстрактные понятия, тогда можно использовать словосочетания, небольшие фразы, первые три согласных в которых будут соответствовать данному числу по ЦБК.

Конечно большая цифро-буквенная система потребует значительного труда для ее составления и усвоения, но зато пользоваться ею можно всю оставшуюся жизнь, принесет она в дальнейшем очень много пользы, и все затраты окупятся сполна. Итак, постарайтесь определиться прямо сейчас, будете ли вы составлять большой словесно-числовой список или ограничитесь списком до 100.

Если вы еще колеблетесь в этом вопросе, перепишите свой СЧС с учетом требований Большой системы (в список надо включить слова, в которых только 2 согласных буквы), чтобы в будущем при желании его можно было продолжить.

*** Упражнение 33.

Выучите 100 слов своего словесно-числового списка. Проверьте себя: перед вами в случайном порядке номера слов. Напишите соответствующие им ключевые слова из вашего списка. Отмечайте галочкой те слова, которые вы вспоминали долго (больше 3—4 секунд). Повторите их еще раз.
 

24
70

46

82

15

97

20
10
63
79
19
35
57
8
34
66
43
55
80
3
22
47
78
72
4
86
29
16
87
64
75
26
83
 

6
11

9

90

33

81

76
13
21
58
41
96
88
1
12
71
95
8
37
73
98
23
31
67
5
50
42
85
36
65
89
62
49
(1)00

45
61

17

27

68

7

54
99
32
6
14
25
60
52
53
28
2
44
48
30
69
94
77
39
91
84
51
93
40
74
38
59
92

*** Упражнение 34.

Запомните слова в заданном порядке с помощью словесно-числового списка, используя метод связанных ассоциаций. Не забывайте, что связь между словом из списка и запоминаемым словом должна быть необычной, смешной, подвижной. Яблоко, собака, тетрадь, взрыв, крошка, пылесос, ведьма, причал, пещера, пляж, карусель, дискотека, журнал, армия, занавес, будильник, душ, кимоно, зоопарк, марка, хобот, кросс, юрта, теленок, стадион, погружение, скрепка, церковь, тренажер, рюмка.

Скажите, каким по счету были слова:
 

душ —
тренажер —
пляж —
будильник —

тетрадь —
хобот —
пылесос —
армия —

дискотека —
рюмка —
кимоно —
собака —

Используя метод связанных ассоциаций вместе со словесно-числовым списком, вы можете запоминать сразу очень много слов и не устанете. Этот прием удобно использовать при запоминании текстов, лекций и т.п. Потренируйтесь самостоятельно. Сначала определите в тексте ключевые слова, по которым потом вы сможете восстановить текст, а затем запомните их, используя ваш словесно-числовой список и метод связанных ассоциаций.

Таким же образом несложно запомнить содержание лекции. Часто бывает так, что записывать лекцию за преподавателем совсем не хочется — устали, лень, а может быть, преподаватель "льет много воды" или просто еще не уверены, что материал лекции вам будет нужен. Именно в таких случаях описанный выше способ запоминания незаменим.

Вам нужно просто слушать лектора и, отмечая для себя ключевые моменты, связывать их, не торопясь, со словами вашего списка. Если материал лекции оказался все же необходимым, то, придя домой, вы сможете с легкостью по памяти записать содержание лекции в удобной для вас форме и объеме, к тому же в вашей голове останется готовая шпаргалка. Напомню, что тематически разные ряды слов не перепутаются между собой даже если вы будете запоминать их с помощью одного и того же списка слов.

А если вы хотите потренироваться еще на несвязанных тематически словах, то воспользуйтесь другой частью вашего списка, например, словами под номерами от 31 до 60. Хотя ради эксперимента можете попробовать опять использовать первые 30 слов своего списка, и увидите, что даже два ряда тематически несвязанных слов практически не смешиваются. Дело в том, что механизмы нашей памяти настолько универсальны, что при актуализации информации подключаются различные другие, часто трудно осознаваемые параметры сличения.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания).