Наблюдение
Перед тем, как перейти непосредственно к описанию эффективных
техник и приемов запоминания, необходимо хотя бы вкратце сказать
о наблюдении. Очевидно, что наблюдение тесно связано с
вниманием. Мы говорим: "надо внимательно наблюдать..."
А
имеет ли вообще смысл наблюдать невнимательно? Мне кажется, что
нет. А умеете ли вы правильно наблюдать? Ведь часто в
памяти остается лишь малая часть полученной информации, зачастую
пропадают важные детали, а лишь потому, что, когда вы смотрели
на предмет — вы просто смотрели на предмет, вы просто смотрели
на него, а не наблюдали.
Для того, чтобы в памяти остались существенные детали того, что
вы осматриваете, недостаточно просто смотреть и приговаривать:
"О, какой большой! О, какой необычный! О какой красивый, какой
яркий! Какие интересные штучки на нем..."
Надо
как можно точнее стараться определить словесно то, что вы
видите, то есть постараться подобрать точные слова и
определения, "назвать своими именами". Иначе, спустя 48 часов вы
вряд ли сможете точно описать то, что вы видели. Итак,
предположим, что вы осматриваете памятник архитектуры, например,
дом Пашкова в Москве. Как же наблюдать? Правильно наблюдать —
это сознательно обращать внимание на детали.
1. Начните с описания общих форм. Какие геометрические
формы присутствуют: прямоугольные, треугольные, цилиндрические,
сферические, конусообразные; каково их размещение и соотношение.
Обязательно обратите внимание на их размеры и пропорции (высоту
относительно ширины и т.п.).
2. Подробнее исследуйте детали архитектуры. Какой фасад
имеет здание, какие углы, колонны, двери, окна, сколько этажей,
какая крыша, лестницы, балконы.
3. Переходите к изучению более мелких деталей: украшения,
скульптуры, окантовка, карнизы, витражи, наличники, орнаменты и
т.д. Отдельное внимание уделите цветовой гамме.
4. Установите, какие детали напоминают вам когда-либо уже
виденное; установите необходимые связи, что новое, особенное
заметили вы, чем выделяется, отличается данный объект от других.
5. Задайте себе вопрос, нравится ли вам данный объект и
насколько. Хотели бы вы в нем жить (если это строение), повесили
бы в своей комнате (если это произведение живописи). Что бы вам
хотелось изменить?
Подобный способ наблюдения (последовательное и детальное
наблюдение) в общих чертах подойдет и для памятников
архитектуры, и для картин, и для запоминания интерьеров, и для
запоминания пейзажей, и для растений, и для лиц, и т.д.
И вот, что еще является немаловажной деталью
правильного наблюдения. Постарайтесь задействовать как можно
больше ваших чувств в процессе наблюдения: посмотрите,
послушайте, потрогайте, понюхайте, представьте себе вес,
сравните, оцените и т.д.
Тогда
вы легче и надежнее запомните предмет. Даже если у вас нет
реальной возможности, скажем, потрогать, представьте мысленно,
что вы дотрагиваетесь, постарайтесь почувствовать при этом
ощущения в кончиках пальцев, например широкой деревянной
лестницы в старом доме. Представьте себя на балконе здания,
которое вы осматриваете, запах, дуновение ветра и т.п.
Для того, чтобы сохранить в памяти свои наблюдения (без
применения специальных техник) вы должны задавать сами себе
соответствующие вопросы и формулировать ответы на них. Например,
какая у здания крыша, какой формы, цвета. Что больше высота или
ширина? Здесь важно конкретно сформулировать ответ, предположим,
здание в ширину больше примерно на одну треть. На его фасаде 8
античных скульптур и т.д.
Учиться наблюдать можно когда угодно и где угодно. Например,
постарайтесь как можно внимательнее рассмотреть витрину
магазина, мимо которого вы проходите, а затем задайте себе 10—15
вопросов по поводу ее композиции. Ответьте на них как можно
подробнее. Продолжая свой путь, вспомните максимальное
количество предметов, находившихся на ней.
Попробуйте восстановить эту витрину в памяти через 3—5 дней. Чем
больше вы будете практиковаться в правильном наблюдении, тем
более автоматизированным станет этот процесс, а вы в свою
очередь более внимательными и наблюдательными, что
незамедлительно положительным образом скажется и на вашей
памяти.
На
предыдущую
|
Содержание
|
На
следующую
|
|