Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). Вернуться на главную

 


Память в повседневной жизни
>
Как запомнить, какому автору какое произведение принадлежит

Принадлежность произведения тому или иному автору — проблема для некоторых людей весьма актуальная, особенно для старших школьников, мозг которых просто перегружен различной информацией. Конечно, человек, серьезно изучающий музыку или ею интересующийся, никогда не скажет, что оперу "Риголетто" написал Россини, так как знает, что ее написал Верди. Ну а человек, интересующийся литературой, ни когда не скажет, что рассказ "Гранатовый браслет" написал Бунин, а не Куприн.

Тем не менее люди, круг интересов которых лежит в других областях, могут запросто перепутать такие вещи, даже если слышали или читали их. Путаница в основном происходит либо из за близости стилей двух авторов, либо близости содержания, либо из-за схожести по каким-то параметрам фамилий авторов (причем зачастую эта схожесть чисто субъективная, то есть другие люди могут эти вещи и не путать). Еще сложнее обстоит дело с запоминанием принадлежности картины тому или иному художнику. Бывает и так, что человек все время путает что-то конкретное даже в той области, в которой он дока.

Одним словом, я полагаю, что вам в любом случае будет небесполезно овладеть методом, позволяющим раз и навсегда запомнить то, что вы все время путаете. На самом деле вы этим методом уже владеете — принадлежность произведения тому или иному автору нужно запоминать при помощи фонетических ассоциаций, также как вы это делали при запоминании столиц. Сейчас ваша за дача состоит в том, чтобы перенести этот свой опыт на другой материал. Для этого рассмотрите примеры, относящиеся к различным сферам знаний.

Музыка

У всех на слуху имена таких композиторов, как Верди, Россини Чайковский, Глинка, Мусоргский, Брамс, Дворжак и многие-многие другие. Также на слуху у нас многие из их произведений: "Севильский цирюльник", "Аида", Риголетто", "Руслан и Людмила", "Сорока-воровка", "Борис Годунов", "Иван Сусанин", "Русалка", "Травиата"... Сможете ли вы безошибочно определить, какому композитору, какое музыкальное произведение принадлежит? Если нет, то рассмотрите несколько примеров того, как подобную информацию можно запомнить раз и навсегда.

Россини. Придумываем ассоциацию к его фамилии. Для тех, кому она знакома, будет достаточно просто напоминающей ассоциации — "роса" или "рост" (по первым буквам фамилии). Предположим теперь, что нам нужно запомнить два принадлежащих ему произведения — "Севильский цирюльник" и "Сорока-воровка". Мне кажется, что эти два произведения тоже на слуху у большинства читателей, если же эти названия вам совершенно незнакомы, запоминать их надо подробнее.

Итак, один из вариантов сюжета, объединяющего фамилию композитора и его произведение: я представляю цирюльника огромного роста (преувеличиваю эту ассоциацию для лучшего запоминания, представляю, что он упирается головой в потолок цирюльни). Другой вариант — с использованием ассоциации "роса": я представляю цирюльника, лежащим в холодной росе во всей своей характерной одежде и даже с ножницами.

Другое произведение Россини — оперу "Сорока-воровка" — можно "привязать" к одному из этих же сюжетов, продолжить его. Например, Сорока-воровка своровала у лежащего в росе цирюльника ножницы. (Оперу "Сорока-воровка" можно связать и отдельно с фамилией композитора — в росе вся вымокла Сорока-воровка; Сорока-воровка, ворующая только у людей огромного роста и т.п.) Не стесняйтесь абсурдности получающихся сюжетов, их несвязанности с содержанием произведений, зато они хорошо и надолго запоминаются.

Кстати, после создания ассоциации между Россини и его оперой "Севильский цирюльник", я думаю, вы больше не перепутаете его с оперой "Свадьба Фигаро", автором которой является Моцарт, а путаница с этими произведениями возникает из-за того, что в основе обеих этих опер лежит один и тот же сюжет.
И еще, вы можете сколько угодно расширять свои сюжеты, добавляя в них годы жизни композиторов, годы создания произведений и т.д. Как это сделать, вы уже знаете. В результате у вас может получиться такое небольшое ассоциативное досье на каждого изучаемого автора.

Еще один пример. Несложно запомнить, что именно чешскому композитору Дворжаку принадлежит произведение (симфоническая поэма) "Русалка". Достаточно ярко представить во ДВОРе (ассоциация к фамилии композитора) русалку, этот довольно "бездейственный" сюжет, и хорошо бы для его лучшего запоминания снабдить различными подробностями. Какими? Решайте сами, ведь запоминание напрямую связано с конкретно вашим мироощущением, и лучше, как вы знаете, запоминаются собственные сюжеты. Я бы представила, что русалка, например, подметает своим хвостом во дворе, или как она плещется в воде посреди двора и т.п.

Еще проще запомнить, что опера "Проданная невеста" принадлежит другому чешскому композитору — Сметане. Я даже не буду приводить здесь никакой сюжет, уж чего проще связать слово "сметана" с "проданной невестой"!
Ну и пожалуй, последний пример. То, что П. И. Чайковский написал оперу "Евгений Онегин" и балет "Лебединое озеро" знают, наверное, все. Но ведь совсем несложно запомнить, какие еще произведения принадлежат перу этого великого композитора.

Придумав ассоциацию к его фамилии (ну, естественно, слово "чай"), вы без всякого труда сможете связать с этим словом названия нескольких других произведений Петра Ильича Чайковского — опер "Черевички", "Чародейка", "Пиковая дама", "Мазепа", балетов "Щелкунчик", "Спящая красавица". Ну например: "Чай налили в черевички, над ним поколдовала чародейка, и этот колдовской напиток выпила Пиковая дама..." Можно отталкиваться не от автора, а от уже знакомых его произведений, например, представить Евгения Онегина в симпатичных черевичках и т.д.

Даже если вас совсем не интересует информация, полученная вами на двух последних страницах, я думаю, она все равно будет вам небесполезна... ну хотя бы для отгадывания кроссвордов.
Вот будет там вопрос: "Автор оперы "Проданная невеста", и вы с легкостью, гордые самим собой, ответите на него — Сметана. Если там, конечно, имя его не потребуется. А ведь можно было бы запом нить вместе с именем — а имя у Сметаны необычное — Бедржих — надо просто включить в сюжет и ассоциацию для имени.

Умение запоминать фамилию композитора и принадлежащие ему произведения может пригодиться вам и в том случае, если вы услышите какую-то вещь по радио или телевизору, и она вам так понравится, что захочется ее приобрести, а для этого надо как минимум по мнить кто ее автор и как она называется.  Одним словом — выбирайте то, что вы хотели бы запомнить (по делу ли или так, для общего развития) и запоминайте без зубрежки используя описанный выше способ.

Литература

Перегруженные всевозможной информацией школьники (да и не одни они!) часто путают не только авторов и принадлежащие им произведения, но и персонажей, имена и отчества писателей и поэтов, их псевдонимы, годы жизни, годы создания произведений, места, где происходят события, описываемые в них, и многое другое. Я думаю, что вы уже обладаете достаточным арсеналом средств, комбинируя которые можно запомнить любую необходимую информацию подобного рода.

Если вы, например, готовитесь к экзамену по литературе (или ко все более популярному сейчас тестированию общих знаний) вы даже можете каким-то (разработанным вами самим) образом систематизировать свою работу по запоминанию, создав своего рода единое клише или план, по которому вы будете запоминать все данные, касающиеся каждого из авторов, чтобы при вспоминании было легче разобраться в созданном вами ассоциативном сюжете.

Вот пример запоминания автора и принадлежащих ему литературных произведений. Вы наверняка знакомы с творчеством замечательного русского писателя Н. С. Лескова. Вот несколько самых известных произведений, принадлежащих его перу: "Леди Макбет Мценского уезда", "Левша", "На ножах", "Некуда", "Очарованный странник". Их совсем несложно объединить в одну ассоциативную цепочку, первым элементом в которой будет ассоциация к фамилии писателя. Еще раз повторюсь, не стесняйтесь абсурдности получающихся сюжетов, ведь часто именно благодаря этому они и запоминаются.

Если вам не нужно знать последовательность создания этих произведений, то вы можете запоминать их в любом порядке. Ассоциациями к фамилии "Лесков" могут быть слова "ЛЕС" + "КОВш", если Лесков вам настолько незнаком, что вы боитесь перепутать эту фамилию с фамилией Лесин или Лескин, хотя таких писателей нет) или "ЛЕСКа". Итак: "По лесу брела Леди Макбет Мценского уезда, долго брела, потому, что идти ей было некуда. Повстречался ей очарованный странник (очарован он был, естественно, ею), но она стала драться с ним на ножах. Тут вовремя подоспел Левша и выхватил у нее нож левой рукой".

Живопись

Пожалуй, больше всего путаницы возникает в области живописи, если, конечно, вы не изучали ее систематически, по эпохам, по стилям, сюжетам и т.п. (в этом случае вероятность запутаться существенно снижается). Но даже кода живопись изучался системно, то все равно зачастую приходится потратить значительное время на запоминание картин, принадлежащих тому или иному художнику, уже не говоря о том, если необходимо запомнить еще и дату создания произведения.

Обычно представляет особенную сложность запоминание портретов и художников, написавших их, ведь там, как правило, надо запомнить фамилию и имя изображенного человека, да еще не перепутать их с работами других авторов. Запоминание произведений живописи можно разделить на два типа. Первый — когда вы пытаетесь запомнить какую-то информацию о картине, непосредственно рассматривая ее или ее репродукцию. Другой вариант — когда вы просто заучиваете по учебнику или энциклопедии художников и принадлежащие им картины.

Несомненно, первый вариант намного предпочтительнее, и не только потому, что в этом случае вы получаете, если можно так выразиться, реальные, а не оторванные от предмета знания, в сущности не имеющие никакой ценности, но и потому, что само произведение живописи помогает вам провести какие-то ассоциации, разместить их как бы внутри картины и таким образом запомнить не только название, но и содержание полотна. Я думаю, все это вам и без меня понятно. А говорю я это все, в общем-то, к тому, что сейчас мы, конечно, попробуем запомнить несколько картин и авторов, написавших их, но все же лучше, если вы опробуете этот способ запоминания самостоятельно, имея перед глазами запоминаемую картину.

У французского художника-импрессиониста Клода Моне есть известная серия картин "Стога сена". Подбираем звуковую ассоциацию к фамилии "Моне", скорее всего, у вас, как и у меня, единственной ассоциацией будет слово "МОНЕта". Теперь несложно придумать ассоциацию между словом "монета" и "стогами сена". Я представляю стога сена, облепленные монетами, можно представить, что ваша монета упала в стог сена. Если же вам нужно запомнить конкретную картину Клода Моне, например, "Стог сена в Живерни", то можно расширить сюжет, придумав звуковую ассоциацию и к слову "Живерни" — "ЖИво ВЕРНИ". "Ты уронил монету в стог сена — живо ее верни! (Не забывайте про методы оживления и соощущений!)

У другого французского художника-импрессиониста Огюста Ренуара есть картина "Портрет актрисы Жанны Самари". Вот как связал имя автора картины с именем героини один четырнадцатилетний мальчик (привожу дословно): "Ренуар — это машина марки "РЕНо, стоящая у АРки. Самари тоже ассоциируется с маркой машины — Лада-САМАРа. Вывод: там около арки они и врезались Можно еще представить, что управляла ею ЖАННА Д'Арк". Кстати, репродукция картины в тот момент была перед нами, и особенности позы (левая рука касается левой стороны шеи и щеки) и одежды он тоже включил в сюжет ("...Ах, чего же я наделала!" — произносит героиня, имея в виду столкновение).

Школьники часто путают картину Репина "Бурлаки на Волге" с картиной Перова "Тройка", приписывая неверно авторство. Но стоит сказать им, что представьте, что бурлаки перевозят РЕПу, а мальчишки с картины Перова любят играть в ПЕРОчинные ножики, и никто уже больше не ошибается.
Таким образом вы можете запоминать любые данные, связанные с принадлежностью произведений их авторам: режиссеров и их фильмы, архитекторов и их работы, принадлежность открытия тому или иному ученому и многое-многое другое.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания).