Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания). Вернуться на главную

 


Наша память
> Какие ещё виды памяти существуют

Классифицировать виды памяти можно по различным параметрам. Разделение памяти на произвольную и непроизвольную — это ее классификация по уровню управления или уровню регуляции. По длительности хранения информации процессы памяти подразделяются на три категории: память сенсорную (кратковременное запечатление следов), память кратковременную (процессы запечатления, которые длятся несколько минут) и память долговременную (длительное сохранение следов).

Память сенсорная (от лат. sensus — чувство, ощущение) — подсистема памяти, обеспечивающая удержание информации, поступающей от органов чувств в течение очень короткого времени (менее одной секунды). В зависимости от вида сенсорная информация подразделяется в свою очередь на иконическую (зрение), эхоическую (слух) и др. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации, но это только предположение.

Память кратковременная — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Необходимым условием перевода материала из сенсорной памяти в память кратковременную считается обращение на него внимания. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала.

В кратковременной памяти (КП) может храниться очень ограниченное количество информации — 7+/-2 единиц материала, однако современные исследования показывают, что эти ограничения не касаются запоминания больших объемов осмысленного материала (пейзажи, произведения изобразительного искусства, лица и т.п.) КП называют еще оперативной, а также рабочей памятью.

Долговременная память (ДП) обеспечивает продолжительное удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуется огромным объемом хранимой информации. Понятно, что, учитывая громадный объем сведений в ДП, успешный поиск информации возможен здесь только при высокой степени ее организации. Экспериментальные данные показывают, что в ДП одновременно действуют несколько форм организации знаний. Из-за сложности и объема этого вопроса мы не сможем остановиться на нем в рамках этой книги.

Заметим только, что организовано это хранилище знаний подобно огромной библиотеке, в которой для поиска нужной книги существует большое количество каталогов — своеобразных ключей или кодов, с помощью которых мы обращаемся к хранилищу книг (каталоги по авторам, по названиям, по темам и т.п.) Конечно, хранение информации в памяти организовано значительно сложнее (здесь учитываются эмоциональная, личностная оценка сведений, временные, понятийные и многие другие параметры). И все же сравнить память с огромной библиотекой, а доступ к информации с правильным и однозначным выбором кода-каталога можно. Замечу также и то, что библиотеку и всевозможные каталоги изначально кто-то должен правильно организовать, чтобы потом было удобно ею пользоваться...

Процессы памяти можно разделить на виды и с точки зрения их так называемой модальности. Другими словами процессы памяти Могут происходить в различных анализаторных системах (анализаторы — это нервные аппараты, осуществляющие анализ и синтез сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды организма), соответственно им и выделяют различные формы памяти: зрительную, слуховую, тактильную (ощущения от прикосновения), двигательную (или моторную), обонятельную, вкусовую и др. Существует также память эмоциональная, позволяющая фиксировать эмоциональную окраску событий.

Кроме всех перечисленных видов памяти выделяют еще словесно-логическую память, содержанием которой являются наши мысли. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличие от остальных разновидностей памяти, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и именно ей принадлежит ведущая роль при усвоении знаний.

Памятью образной, наоборот, зачастую называют ту часть кладовой памяти, которая не оформлена в слова и является памятью представлений (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых). Такая память, как правило, хорошо развита у людей "художественного" склада. Развитие же способности удерживать яркие образы является одним из важнейших компонентов хорошей памяти вообще. Кстати сказать, одним из недостатков современной системы образования является, на мой взгляд, то, что все внимание направляется на развитие только словесно-логической памяти и практически не уделяется образной памяти, правильное использование которой, повторюсь, является необходимой базой хорошего запоминания.

Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эйдетической памятью. "Эйдос" в переводе с греческого значит "образ". Эйдетизм — это такая разновидность образной памяти, которая выражается в сохранении очень ярких, наглядных образов предметов даже по прекращении их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а как бы продолжает их видеть. Он "видит" предмет столь отчетливо, что может "переводить взгляд" с детали на деталь, так, как будто он рассматривает реально находящийся перед ним предмет.

Многие техники, направленные на развитие памяти берут свое начало из описания того, как проходит запоминание у людей, обладающих в той или иной степени эйдетической памятью. Описание человека, обладавшего такой уникальной памятью, и того, как у него происходили процессы запоминания, вы найдете в замечательной книге А. Р. Лурия "Маленькая книжка о большой памяти".

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 


 

2010. Самоучитель по развитию памяти (техника скоростного запоминания).